В России нашли самого крупного «ящера-попугая»

Самого крупного из известных науке «ящеров-попугаев» — пситтакозавров нашли ученые во время раскопок на Шестаковском комплексе в Кемеровской области, сообщил в пятницу журналистам представитель Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН (Москва) Константин Тарасенко.

«Всегда считалось, что сибирский пситтакозавр крупнее монгольской формы в 1,5-2 раза. Сейчас у нас есть фрагменты черепа и позвонка, и мы предполагаем, что перед нами взрослая, более крупная особь — в 1,5 раза больше тех, что находили здесь раньше. Возможно, он достигал около 3 метров», — сказал он.

По его словам, ученые смогут узнать, какие изменения в скелете были у пситтакозавров по мере взросления, если предположить, что это взрослая особь. Во-вторых, новая информация позволит изучить образ жизни древних животных, например, узнать, как они передвигались.

Тарасенко отметил, что была обнаружена уникальная костеносная линза (слой в земле с останками древних животных). «Уже в изучаемых сейчас монолитах идентифицировано шесть скелетов: совсем маленькие пситтакозавры размером около 50 см и очень крупные», — сказал он.

Ученым предстоит изучить еще один монолит. Они предполагают, что могут найти в ходе экспедиции около 10 палеонтологических экспонатов. «Сейчас находки считаются пситтакозаврами, но не исключено, что здесь может быть в принципе новый вид », — добавил Тарасенко.

Такое большое скопление древних животных на одной площади может говорить о том, что они погибли в один момент во время природной катастрофы. «Скорее всего, здесь был какой мелководный залив, и это все вместе с животными в какой-то момент было снесено, например, селевым потоком», — пояснил специалист.

Теперь ученым предстоит изучить находки. На препарирование каждого такого экспоната уходит от 3-4 месяцев до полугода — это извлечение останков и параллельная их обработка спецсредством для предотвращения последующего разрушения.

Летом на территории Шестаковского комплекса проводились масштабные раскопки. Всего за 60 лет там были найдены останки восьми динозавров — от мелких хищников до гигантских 30-метровых зауроподов. Но наиболее ценная находка — полные скелеты «ящеров-попугаев» — пситтакозавров сибирских. Эти животные обитали 125 млн лет назад только на данной территории.

Найденные экспонаты были вывезены из области, так как исследования проводились учеными из Новосибирска, Томска и Москвы. Кемеровский краеведческий музей в конце прошлого года впервые получил лицензию на проведение раскопок, и находки в этот раз останутся в регионе. Жители области смогут увидеть останки древних животных в конце ноября.

Читать на сайте ТАСС